Ах, уроки, уроки,.. и классные часы...

Урок «Основные типы диаграмм»

Задачи урока:

    Образовательные:
  • повторение определения диаграммы;
  • формирование навыка построения диаграмм;
  • формирование умения выбирать тип диаграммы для представления данных в зависимости от условия задачи.
    Воспитательные:
  • воспитание чувства ответственности за общий результат работы группы;
  • формирование и развитие навыков корректного поведения при обсуждении вопросов;
  • воспитание бережного отношения к компьютерной технике.
    Развивающие:
  • развитие творческих способностей;
  • формирование умений выступать перед аудиторией;
  • развитие логического мышления;
  • формирование и развитие умения выделять главное, существенное в обсуждаемом вопросе;
  • формирование и развитие умения кратко и точно отвечать на поставленный вопрос.

Тип урока:
Комбинированный урок. Данный урок включает в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

 

Используемые технологии:
Технология игрового обучения, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (cooperative learning).

 

Форма проведения урока: ролевая игра.

 

Оборудование:
компьютерный класс, проектор, магнитная доска, раздаточный материал, готовые диаграммы к задачам, смайлики, файлы к уроку.

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  • Макарова Н.В. «Информатика 7-9»  (Практикум по информационным технологиям) Питер, Санкт-Петербург, 2001 год.
  • Журин А.А. «Excel 2000:для школьников и начинающих пользователей». Москва, «Аквариум», 1999.
  • Погодина Е.В. «Управление процессом саморазвития учащихся через активные формы преподавания информатики», Череповец, 2003.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Представление команд (домашнее задание) (15 мин).
  3. Новый материал (12 мин).
  4. Практическая работа на компьютере (11 мин).
  5. Итог урока (5 мин).

Ход урока:

 

Организационный момент.

Учитель: (Ввод в игру Психологические и педагогические установки на работу). Сегодня мы продолжим изучение диаграмм как средства графического представления данных, с которыми начали знакомиться на прошлом уроке, и рассмотрим их типы. Тема нашего урока «Основные типы диаграмм». Урок мы проведем в форме деловой игры – заседание представителей бизнеса. На предыдущем занятие вы разделились на три группы, представляющие три сферы бизнеса:«Сельское хозяйство», «Канцелярские товары», «Грузоперевозки».
Итак, мы открываем межотраслевое заседание представителей малого и среднего бизнеса. На заседании присутствуют гости: руководители образовательных учреждений области, работники и служащие трех предприятий. На заседании экспертная комиссия представителей банка «НАДЕЖДА» (учащиеся старших классов) определит претендента на получение беспроцентной ссуды для развития вашего бизнеса. За каждое правильное выполненное задание вы получите смайлик. В конце заседания мы подведем итог и определим победителя.

 

Представление команд.

Представление предприятий (Цель этого задания: проверка знаний и умений учащихся, а также развитие их творческих способностей)
Учитель: Для повторения  текстового редактора Word на дом вам было предложено написать представление своего предприятия и сделать визитку фирмы. Слово предоставляется директорам фирм.

  1. Директора фирм представляют свои предприятия. Приложение 1
  2. Менеджеры фирм показывают визитки. Приложение 1

    На предыдущем уроке мы рассмотрели средства деловой графики, встроенные в табличный процессор, и научились строить круговые диаграммы.

    Вопрос учащимся
    Ответы учащихся
    Цель задания: воспроизведение учащимися знаний, полученных на прошлом уроке.
    Для чего необходимы  диаграммы? Диаграмма служит:
    • для наглядного графического представления информации;
    • для сравнения нескольких величин;
    •  для сравнения нескольких значений одной величины;
    • для слежения за изменением  значений величины.

    В работе ваших фирм используются электронные таблицы. Вам предлагалось составить экономическую задачу по данным вашей отрасли и построить круговую диаграмму.

  3. Экономисты представляют практическую задачу.
    Постановка проблемы
    Вопрос экономистам
    Ответы
    С какими трудностями вы встретились при решении задачи?
    Всегда ли круговая диаграмма обеспечивает наглядность информации? (Почему?)
    Круговая диаграмма используется только для одного ряда значений.
    На одном круге может оказаться слишком много секторов.
    Все сектора могут быть примерно одинакового размера.

Учитель: Причины, указанные в ваших ответах, показывают (отмечают) ограничения в применении круговой  диаграммы. Табличный процессор Excel позволяет строить диаграммы различных типов. Запишите тему: «Основные типы диаграмм». Сегодня мы должны научиться выбирать тип диаграммы для представления данных в зависимости от условия задачи.

 

Объяснение нового материала.

Учитель: В таблице (Приложение 2) рассмотрите типы диаграмм, проанализируйте способы их применения, классифицируйте задачи по типам диаграмм и впишите в таблицу.

 
Устные задачи.
Цель: стимулирование мыслительной деятельности учеников, подготовка учащихся  к  работе на компьютере.

  • «Температурная зависимость»
    Построить температурную зависимость за январь.
  • «Итоги контрольной работы»
    Построить диаграмму, отражающую результаты выполнения контрольной работы (выраженные в процентах) по геометрии 9 «А» класса.
  • «Расход бензина»
    Определить расход разных марок бензина предприятием в течение первого квартала (январь, февраль, март).
  • «Уровень продаж»
    Показать уровень продаж молочных продуктов (молоко, кефир, сметана) в течение недели, отображая суммарный объём продаж в течение каждого дня.
Комментарий: Задачи, предложенные учащимся, не связаны с выбранными отраслями бизнеса, а являются наиболее типичными для каждого вида диаграммы (Приложение 3). На доске написаны названия задач. Группы предлагают типы диаграмм для каждой задачи (с обоснованием).

Температурная зависимость Итоги контрольной работы Расход бензина Уровень продаж
График Круговая
Гистограмма
Гистограмма
С областями
С областями
Гистограмма

Учитель: Итак, вы справились с устными заданиями. Важно не только уметь строить диаграмму, но и правильно выбирать тип диаграммы соответствующий  условию задачи. В табличном процессоре Excel есть и другие типы диаграмм (биржевая, кольцевая, лепестковая и др.). Мы сегодня знакомились только с наиболее часто используемыми диаграммами.

 

Практическая работа на компьютере.

Учитель: По вашей отрасли получены бизнес - задания. Вам необходимо их проанализировать, определить тип диаграммы для каждой задачи и построить диаграмму в табличном процессоре Excel.

    Сфера «Сельское хозяйство»
  • Задача № 1.
    Построить диаграмму расхода кормов (сено, силос, комбикорма) фермой за первый квартал 2007г.
  • Задача № 2.
    Построить диаграмму изменения надоя от племенной коровы Буренка в течение года по месяцам.
  • Задача № 3.
    Показать уровень надоя фермами («Западная», «Восточная», «Юг», «Север») в течение первого квартала, отражая суммарный объём каждой фермой.
    Сфера «Канцелярские товары»
  • Задача № 4.
    Ваша фирма торгует канцелярскими товарами. Построить диаграмму, показывающую, какой товар (в процентах) покупался в течение сегодняшнего дня чаще всего.
  • Задача № 5.
    Построить диаграмму, отражающую продажу газет магазинами фирмы в течение недели и иллюстрирующую суммарный объём продаж.
  • Задача № 6.
    Построить диаграмму, отражающую продажу разных видов тетрадей в течение года (по кварталам) магазином «Школьник».
    Сфера «Грузоперевозки»
  • Задача № 7.
    С деревообрабатывающего предприятия вывозится лес. Построить зависимость объёма грузоперевозок по месяцам в течение года всеми видами транспорта.
  • Задача № 8.
    На междугородний автобус продавались билеты трех видов: льготные, бесплатные и билеты за полную стоимость. Определить долю каждого вида билетов в общем, количестве проданных за день.
  • Задача № 9.
    Построить диаграмму соответствия грузоподъёмности вагона его типу.

Работа на компьютере

 

Примечание:

  1. Данные к задачам находятся в файле Задачи.xls на компьютере (Приложение 4+ответы).
  2. Номер задачи совпадает с номером компьютера.
  3. Все диаграммы необходимо строить на отдельном листе.

Дополнительно:

  1. Отформатируйте построенную диаграмму
  2. Какой еще тип диаграммы можно использовать для представления данных задачи?

Учитель: С применением других типов диаграмм более подробно можно познакомиться в справочной системе табличного процессора Excel. В некоторых областях производственной деятельности и в высшей математике изучают поверхности второго порядка, с помощью Мастера диаграмм электронной таблицы Excel можно строить такие поверхности. Разверните  кнопку Поверхности на Панели задач и рассмотрите некоторые из них (Приложение 5).

 

Итог урока.

Учитель: Целью нашего заседания было: научиться выбирать тип диаграммы в зависимости от условия задачи. Мы справились с поставленной целью. Прошу вас ответить оценить свою деятельность, отвечая на вопросы опросника (рефлексия).
Выбери подходящий ответ к каждому вопросу, поставь плюс:

Вопрос Да Незначительно Нет
Способствовал ли урок приросту моих знаний по теме «Основные типы диаграммы»? 11 уч-ся 1 уч-ся  

Заинтересовала ли меня тема урока?

12 уч-ся

 

 

Испытал ли я трудности на уроке?

 

2 уч-ся

10 уч-ся

Доволен ли я своей работой на уроке?

10 уч-ся

1 уч-ся

1 уч-ся

Комментарий: Пока учитель сообщает оценки учащимся, представители банка строят диаграмму по итогам рефлексии. По окончании урока учитель ее прокомментирует.
Учитель: А теперь подведем итог нашего заседания. Выявим победителя. Подсчитайте смайлики в каждой фирме. Беспроцентный кредит получает фирма «Название». На правах председателя нашего заседания я награждаю всех премией: оценкой в журнал.
Комментарий: Оценка каждого ученика складывается из трех составляющих:

  • подготовка домашнего задания;
  • работа на уроке;
  • практическая работа на компьютере.

Домашнее задание.

  1. Вклеить таблицу «Основные типы диаграмм» в тетрадь.
  2. Составить задачу с использованием разных типов диаграмм или придумать представление любого типа диаграммы (в стихах, мини-сочинение).

Вывод.

 

Таблицы электронные ворвались в нашу жизнь
Без них не может обойтись бухгалтер, биржевик.
Коль нужно обработку данных сделать,
Произвести финансовый подсчет
Иль график вычертить – таблица все сумеет
Любой произведет расчет.
Узнали много типов и видов диаграмм
И просто щелкнув мышкой
Я быстро их создам.
Есть диаграмма точечная, есть просто пузырьковая,
Но самая красивая наверно лепестковая.
Бывает круговой она, бывает  кольцевая,
И столбчатая даже есть и всякая другая.
Итог таков:
Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов,
Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов,
Но чтобы важный сей расчет, заслуживал доверия,
Использовать программу Excel нам нужно без сомнения.
 (автор стихотворения: Богданова Л.Е., учитель музыки высшей категории,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»)

 
Сайт управляется системой uCoz